Статьи

О ролях HR в современных условиях

Лариса Оныпко, HR-эксперт компании grc.ua, рассказала Украинской ассоциации лидеров бизнеса о тенденциях рынка труда и «Премии HR-бренд Украина», которую она возглавляет.

Приводим ключевые тезисы беседы.

Роль HR-директора сегодня

HR-директор в успешной современной компании – это бизнес-лидер, который занимает ведущее место рядом с CEO и CFO компании. Это как большая тройка бизнеса. Если ответственность CEO – это стратегия компании, бизнес-приоритеты, то ответственность HRD – это процесс реализации бизнес-стратегии через людей.

Задачи и ответственность HR-директора – знать, какая корпоративная культура должна быть в компании, какие знания и навыки нужны команде для достижения результата, какие условия нужно создать, чтобы работники были продуктивны и вовлечены в бизнес.

Этот год очень знаковый, поскольку пандемический кризис поставил функцию HR в центр внимания бизнеса. И сейчас, как никогда, компании нуждаются в полном решимости HR-руководителе, который должен уберечь здоровье команды, поддерживать ее боевой дух, контролировать всеобъемлющий эксперимент по внедрению удаленной работы и, если бизнес будет сжиматься, понять, кого и как нужно вывести за штат, сохранив репутацию и имидж компании.

Компетенции современного HR

Мир меняется и требования к HR-лидеру тоже меняются. Актуальная компетенция HR сегодня, в условиях коронавирусного кризиса, – это умение работать в условиях неопределенности. В НR, по сути, появилась новая роль – роль навигатора, который может направить ресурсы команды так, чтобы она могла генерировать решения в любых условиях:

В НR, по сути, появилась новая роль – роль навигатора, который может направить ресурсы команды так, чтобы она могла генерировать решения в любых условиях.

Компетенции современного руководителя

В условиях удаленной работы для руководителей важно научиться по-новому управлять командой. Менеджерским «рутинам» нужно уделять больше времени и системности, но это все необходимо научиться делать онлайн.

Есть запрос на программы по развитию эмоционального интеллекта. Для управленца важна эмпатия, умение говорить с людьми и слушать их, вдохновлять и при этом быть настоящим. В эпоху digital умение балансировать технологии и людей важно так же, как и цифровая осведомленность лидера. Потому что когда мы идем в диджитал, надо понимать, чем новым могут быть наполнены задачи, направления, где и как мы можем более эффективно использовать людей, если рутинные операции автоматизируются; как использовать технологии для создания эффективных человеческих систем; как поддерживать ментальное здоровье и благополучие работников.

Кроме того, сейчас создаются новые программы лидеров, цель которых – усиление определенных лидерских качеств и компетенций для эффективности лидеров в условиях New Normal. Фокусом таких программ является адаптивность и гибкость как бизнес-навык, ясность ума и управление вниманием, интеллектуальные инновации и инновационное мышление; принятие изменений и управление изменениями и т.п. Рассмотрение компетенций и их прокачка происходят в контексте развития на уровне личности, на уровне команды и организации, а также бизнес-среды в целом.

Такие программы укрепляют дух и силу лидеров, их жизнестойкость, усиливают устойчивость команд и организаций.

Пандемия vs Рынок труда

Карантин изменил ситуацию, и сейчас рынок труда снова стал «рынком работодателей», высвободилось значительное количество рабочей силы.

По состоянию на 1 октября 2020 года количество безработных, зарегистрированных в Государственной службе занятости, составило 433 тыс. человек, что на 62% больше, чем в прошлом году. А вот количество актуальных вакансий от работодателей составляет 68 тыс. заявок, что на 32% меньше, чем на 1 октября 2019 года.

Дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы остается существенным. По состоянию на 1 октября 2020 года в среднем по Украине на одно свободное рабочее место претендовало шесть безработных. Поэтому тенденция увеличения количества кандидатов на рынке есть.

На что обращать внимание работодателям

Для того, чтобы нанять в свою компанию лучших сотрудников, отслеживайте деятельность компаний-конкурентов в вашей сфере. Создавайте еще больше комьюнити с HR-специалистами, которые вынуждены в текущих условиях увольнять лучших сотрудников.

Советуем формировать цифровой бренд работодателя и следить за тем, какую информацию о компаниях может найти соискатель в сети интернет. Поставьте себя на место кандидата и представьте, что уникального может дать ему ваша компания, как обогатится его опыт. Открывайте новые каналы для привлечения талантов, включая ресурсы фрилансеров, временных сотрудников и краудсорсинг.

«Удаленка» и ее перспективы

Удаленная работа способствовала расширению географии найма. Главные исследования производительности сотрудников в удаленной работе еще впереди, но имеющийся опыт такого сотрудничества со специалистами показал, что для профессионалов не имеет никакого значения, где они находятся во время работы.

Многие международные компании заявили о своем намерении ввести формат удаленной работы на постоянной основе. Среди сторонников «удаленки» – менеджмент Facebook, Twitter и Shopify.

Украинский бизнес тоже поддерживает этот тренд. Опрос, проведенный среди пользователей портала grc.ua, показал: чуть больше трети (35%) работодателей из числа респондентов вернулись к привычному формату работы, еще 27% используют гибридную форму.

Каждый пятый респондент (20%) сообщил, что до окончательной стабилизации ситуации сотрудники компании будут работать удаленно. А вот 13% работодателей позволили принимать это решение каждому сотруднику лично. Чаще всего такая «самостоятельность», согласно опросу, практикуется в IT-компаниях, в консалтинге и других услугах для бизнеса.

Для успеха организации в условиях удаленной работы HR-менеджеры должны отдавать приоритет цифровой осведомленности и навыкам удаленной совместной работы. Также большое значение имеют навыки self-менеджмента. Сотрудник, работающий вне офиса, должен уметь самостоятельно контролировать свое время и задачи. Быть менеджером для самого себя – важный навык, без которого невозможно представить качественные рабочие процессы.

«Премия HR-бренд Украина»

Это ежегодная независимая авторитетная премия страны, которая отмечает наиболее успешные проекты по управлению персоналом. Это единственный профессиональный конкурс в сфере построения репутации и имиджа работодателя. Премия была учреждена в 2011 году, ее организатор – grc.ua.

Премия присуждается в 4 номинациях: «Столица», «Регион», «Украина» и «Мир». За все конкурсные года на участие в премии было подано более 350 проектов. За время своего существования премия стала фактически экосистемой, объединяющей известных HR- и бизнес-экспертов, лидеров мнений, HR-директоров ведущих компаний, партнеров для развития рынка труда, формирования культуры HR-брендинга в Украине и понимания тенденций будущего.

Претендентом на получение «Премии HR-бренд Украина» может стать без исключения любая компания: прием заявок базируется на принципе самовыдвижения. Победителей определяет судейская коллегия, которая формируется из признанных экспертов в области HR, кадрового консалтинга, бизнеса и построения брендов. Жюри конкурса состоит из 10 человек, и его состав меняется ежегодно.

В этом году на соискание премии в различных номинациях претендовали 33 компании, которые подали 40 HR-кейсов. Больше всего среди участников – представителей отраслей IT, ритейл и банков, промышленности, FMCG и агро, а в центре внимания номинантов этого года – вопросы обучения и привлечения сотрудников, потенциальных работников и молодежи, построение бренда работодателя в новых реалиях, трансформация HR-системы через автоматизацию процессов и использование диджитал-инструментов, трансформация корпоративной культуры и, конечно, антикризисные проекты, аккумулирующие тот уникальный опыт бизнеса в работе с людьми в период пандемии.

Церемония награждения «Премии HR-бренд Украина» состоялась 5 ноября 2020 года. Именно здесь были объявлены победители авторитетного независимого конкурса в области HR и управления человеческим капиталом.

Вакансии дня

Комментарии